Реклама

 

 

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 5.00 [1 Голос]
«Автоакустика – выбор и установка (сабвуфер) часть 2В материале Автоакустика – выбор и установка (динамики) часть 1 ВсёТут говорил о базовых элементах автоакустики. Понятно, что хорошее воспроизведение низких частот является одним из значимых составляющих хорошего звучания. Для данных целей как раз и служит такая конструкция как сабвуфер. Он является отдельной акустической системой, которая воспроизводит низкие частоты (от 20 до 100Гц). Но слух человека почти не различает направленность низкочастотных волн, поэтому сабвуфер можно расположить  в различных местах машины.

Корпус сабвуфера
Для воссоздания низких частот сабвуфер нужно пристроить в акустическое оформление. Что это такое и для чего это предназначено? Возьмем простое колебание мембраны на динамике. Когда диффузор резко двигается вперед, то на миг он впереди себя образует сжатие воздуха.
После, этот воздух резко разжимается и порождает заново сжатие воздуха, но уже на неком расстоянии от предшествующего. Именно эти самые сжатия и разряжения воздуха и называются звуковыми волнами, которые слышит человек. Давайте теперь возвратимся к нашему случаю, когда динамик осуществил колебание и сжал впереди себя некий объем воздуха. В этот самый миг с его тыловой стороны совершается явление абсолютно противоположное – идёт разряжение воздуха. Волны низкой частоты идеально огибают препятствия, в результате взаимодействия фронтальной и тыловой волны мы обретем мгновенное понижение звукового давления. Это явление называется акустически коротким замыканием.
 
 
Чтобы такого не произошло, необходимо изолировать волны фронтальной части от волн тыловой. Это можно произвести или с помощью большого экрана, либо поместив динамик в какой-нибудь корпус. Вот именно этот экран либо корпус и назовём акустическим оформлением. В действительности же имеется множество разнообразных акустических оформлений, но к основным мы относим free-air (бесконечный экран), фазоинвертор, закрытый ящик. Теперь поговорим в отдельности о каждом.

free-air или Бесконечных экран

free-air или Бесконечных экранВ этом виде оформления говорится о том, что волны тыловой и фронтальной части динамика будут делиться безгранично большим экраном. Практически под таким экраном подразумевается очень большой корпус, упругость заключенного воздуха в нём намного меньше упругости подвеса диффузора. Основной плюс этого оформления – лёгкость установки и натуральный бас. Но ВсёТут хотел бы отметить, что при этом есть расплата разным воспроизведением композиций при изменении незанятого объема багажника и не слишком высоким уровнем давления звука.

Закрытый ящик

Закрытый ящикЕго относят к самому примитивному типу акустического оформления. Колебания, которые излучаются тыловой частью, будут находиться в замкнутом пространстве, в результате этого, в конечном итоге, они глушатся, преобразовываясь в тепло. Для лучшего затухания волн, корпус изнутри покрыт  материалом поглощающим звук.
 
Несмотря на примитивность, данный тип акустического оформления обладает множеством преимуществ. Первое, это простота в расчете и изготовлении. Второе, колебания динамика задерживаются упругим воздушным объемом корпуса, что в свою очередь снижает возможность механического повреждения в моментах экстремального режима работы. Третье, динамик, который размещён в правильно спроектированном закрытом корпусе, имеет не плохие импульсные характеристики. Если вы являетесь поклонником стилей музыки, в которых обязательна высококачественная передача низких частот, к примеру, блюз или джаз, то, скорее всего, для вас это самый идеальный выбор.
Недостатки оформления – низкий КПД. Поэтому Вам желательно заранее подготовиться к значительным энергозатратам.

Фазоинвертор

ФазоинверторФазоинвертор по конструкции похож на закрытый ящик, правда он на самом деле не полностью герметичный. Внутренний воздушный объем объединяется с внешним пространством с помощью специального тоннеля, чаще всего круглой либо прямоугольной формы, который и называют фазоинвертором. Эта конструкция пользуется энергией от диффузора, его тыльной стороны, и в итоге волны излучаемые фазоинвертором и диффузором находятся в равной фазе. Подобный эффект достигается в сравнительно узком диапазоне частот, но КПД в нем заметно растет. Конечно, всё это может выглядеть как-то странно, но в диапазоне настройки фазоинвертора основная часть звука испускается тоннелем, а колебания диффузора наименьшие, что очень хорошо сказывается на долговечности головки. В таком диапазоне частот дозволенно подводить максимально допустимую мощность, без всякого риска механического повреждения головки .
 
К преимуществам данного оформления нужно отнести то, что благодаря излучению фазоинвертора в 2 раза повышается звуковое давление всей конструкции, уровень искажения низкий, из-за малого хода диффузора и наиболее низкая частота воспроизведения в сравнении с закрытым ящиком.
 
К недостаткам нужно отнести сложность расчета этого оформления, большой объем корпуса и вероятность возникновения аэродинамических шумов на высоких уровнях звука, которые возникают из-за созданного вихря воздуха на выходе порта.
 
В момент выбора  акустического оформления следует помнить, что для каждого отдельного типа нужно подобрать динамик, который обладает требуемыми характеристиками. Довольно часто производители описывают рекомендуемые оформления на упаковке динамиков.

А сейчас немного о уже готовых корпусных сабвуферах, которых представлено не мало на нашем рынке. Их делят на активные и пассивные. Активные, отличаются от пассивных тем, что уже содержат внедренный в корпус усилитель и кроссовер и все, что необходимо ему – это подключиться к источнику питания и подсоединить цепи входного сигнала. Преимущество этих сабвуферов - естественно, они не дорогие и очень просты в установке, так что, даже не обладая особыми навыками, любой сможет самостоятельно установить корпус. Недостатки – неважное качество компонентов, что в любом случае рано или поздно отразится на качестве звучания.

Установка сабвуфера

Установка сабвуфера на кузов седанКак установить сабвуфер в авто с кузовом седан

Самое распространенное место – задняя полка автомобиля. Здесь вы можете использовать все три вида акустического оформления.

Если вы будете использовать «бесконечный экран», то в задней полке надо будет вырезать отверстие для установки. Еще нужно повысить жесткость самой полки. Это можно осуществить с помощью MDF листа, его нужно вырезать по размеру задней полки и прикрутить болтами к ней. Также необходимо заделать все щели, которые связывают салон с отсеком  багажника.
Достоинства: лёгкая установка, а, значит, и не дорого. К недостаткам такого рода установки надо отнести то, что характеристики баса будут в любом случае зависеть от того – заполнен чем-либо багажник или нет.

Чтобы избежать этого, можете использовать акустическое оформление «закрытого ящика». При этом динамик устанавливается в закрытый ящик, который в свою очередь и крепится к задней полке. Внутренний объем такого ящика в основном находится в пределах от 15 до 30 литров. Недостатки: утрата полезного объема багажника, и еще дороговизна установки, потому что придется изготавливать корпус сабвуфера, подготовить к установке заднюю полку и облечь всё устройство материалом.
 
Установка фазоинвертора никак не отличается от закрытого ящика, только при этом внутренний объем корпуса будет чуть больше, примерно от 20 до 40 литров. Сам тоннель фазоинвертора монтируется возле динамика.

Еще одной точкой установки сабвуфера может стать пространство за подлокотником сиденья сзади, за которым в большинстве автомобилей присутствует окно чтобы перевозить длинные предметы. Прямо в него можно и внедрить динамик сабвуфера. ВсёТут обращает ваше внимание на то, что при этом диаметр диффузора придется выбирать соотнося с размерами окна. При установке в данную точку подойдет акустическое оформление вида фазоинвертор либо "закрытый корпус". Недостатки: так же нужное пространство багажника, с ним придется расстаться и дороговизна установки.

Как установить сабвуфер в авто с кузовом хэтчбэк и универсалКак установить сабвуфер в авто с кузовом хэтчбэк и универсал

Если у вас автомобиль с кузовом хэтчбэк или универсал, то здесь подойдут почти все типы акустического оформления, кроме, естественно, free-air, так как достичь абсолютной звукоизоляции откидывающейся задней полки практически невозможно.

Точку для установки сабвуфера можно отыскать и в багажнике, в нише крыла за поверхностью. При этом компактно выполненный сабвуфер не создаст вам хлопот  в случае нужды загрузки больших предметов, правда бас почти полностью исчезнет при заполненном багажнике.

В автомобилях с данным типом кузова, сабвуфер, как правило, устанавливается динамиком в направлении к багажнику. Кроме этого, в автомобилях с хэтчбэк кузовом можно менять направление излучения, разместив сабвуфер динамиком вверх, используя отражение звуковых волн от заднего лобового.

Итак, если вы уже твёрдо решили, что желаете установить полноценную акустическую систему на основе раздельных компонентов, также не лишним будет ознакомиться с усилителями и кроссоверами. И именно об этом и рассказывает наша следующая статья «Автоакустика – выбор и установка (кроссовер и усилитель) часть 3

Хотите получать новые статьи на свой e-mail ? .







  •  






     






  •  






     

 

Знаки Зодиака

oven
овен
telec
телец
 blizneci
близнецы
 lev
лев
 deva
дева
 rak
рак
 vesi
весы
 scorpion
скорпион
 strelec
стрелец
 kozerog
козерог
 ribi
рыбы
 vodoley
водолей