loading...
Реклама

 

 

loading...
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Полезно ли смеяться?Юмор. Почему мы так его ценим? Согласно опросам, юмористические жанры литературы, кино, шоу и телепрограммы - неизменно опережают по своей популярности прочие виды развлекательной продукции. Человека умеющего удачно, и главное вовремя, пошутить всегда ценят в коллективе, считают «душой» любой компании. Хорошая шутка поднимает настроение, успокаивает.

Вы замечали? – Многие из нас, начинают шутить и острить, как раз, в тот момент, когда над нашей головой сгущаются сумерки неприятностей, и кажется, что это время наименее всего подходит для острот... И, тем не менее, юмор и смех сопровождают человека на протяжении всего его жизненного пути, не покидая даже в самые горькие и безрадостные минуты.

Ответ на вопрос о феноменально высокой популярности юмора и юмористических жанров следует искать в культурных установках человеческого общества, причём не только современного, но и далекого прошлого, ведь именно в историю культуры уходит своими корнями юмористическая традиция.

В фольклоре первобытных народов рядом с серьёзными культами существовали смеховые культы, высмеивающие и срамословящие божества («ритуальный смех»), рядом с серьёзными мифами – мифы смеховые и бранные, рядом с героями – их пародийные двойники-дублёры. Именно двойственность вносит юмор: с одной стороны личность живет в «официальном» мире, в котором господствуют табу, моральные нормы, предписания «правильного» поведения, с другой стороны существует и «оборотный» мир, мир без запретов, где личность может чувствовать себя свободной и путь к этому другому миру лежит через шутку, пародию, сатиру. В Средние века кульминацией освобождения личности от догм и запретов был карнавал, сегодня его функции на себя взяли юмористические жанры литературы, кино, эстрады.

Но, что лежало в основе стремления избавиться от подобного рода запретов? С чем в первую очередь боролся человек, когда смеялся и шутил? Ответ – СТРАХ! Через юмор человек ощущал свою победу над мистическим страхом («страхом Божиим») и над страхом перед силами природы, - но, прежде всего победу над моральным страхом, сковывающим, угнетающим и замутняющим сознание человека: страхом перед освящённым и запретным, перед властью божеской и человеческой, перед авторитетными заповедями и запретами, перед смертью и загробными воздаяниями, перед адом и всем, что страшнее земли.

Следующим аспектом «полезности» смеха – является его целительность! Смех снимает психологические травмы, облегчает человеку его трудную жизнь и успокаивает.

Пример значения смехового элемента в традиционной культуре содержится в обычаях индейского народа Сиу, проживающего в Южной Дакоте (США): человек народа Сиу которому приснится «нехороший» по мнению индейцев, сон и который будет соответствующе оценён местными старейшинами, обязан в течение некоторого времени исполнять роль «beyoka» – многим напоминающую роль юродивого в древнерусской культуре, то есть вести себя смешнее и глупее остальных, до тех пор пока его не посчитают полностью «излечившимся». Данную ситуацию, когда человек целенаправленно вызывает смех над собой со стороны окружающих, можно рассматривать как эффективный приём преодоления чувства собственной тревоги и вины.

Таким образом, просматривая комедийный фильм или читая юмористическую прозу, мы переносимся в «обратный» мир, где события аналогичные реальным воспринимаются с противоположным знаком, что в обыденной жизни нас огорчит или приведёт в ужас, здесь по закону жанра рассмешит и покажется забавным. Причём читатель, может выступать не только как сторонний наблюдатель, – очевидец смешного, но и благодаря психологическому явлению, получившему в научной литературе название – эффект «присоединения», способен отождествлять себя с героями произведений и как следствие проживать на «виртуальном» уровне их чувства. Человек может представлять себя на месте героя попадающего в смешные и абсурдные ситуации и смеяться не только над ним, но и в глубине души над собой, заглушая тем самым собственные чувства вины и тревоги.

И так, исходя из всего вышесказанного мы, можем сделать следующий вывод: юмор благодаря, своей разделяющей, создающей «обратный» мир природе, является эффективным защитным механизмом для современного человека. С помощью юмора личности удаётся компенсировать свои главные неврозообразующие факторы: страх, тревогу, чувство вины. Отрицание, обесценивание посредством юмора, привычных аспектов бытовой жизни ведет к такому же обесцениванию и отрицанию проблем и негативных отношений, порождённых этой жизнью.

В завершение этой краткой роботы, необходимо коснуться одного весьма щекотливого вопроса, а именно – всегда ли допустимо отвечать на жизненные трудности смехом? Моё мнение, как психолога, таково: всё хорошо в меру. Несомненно, что напряжение, вызываемое пребыванием человека в обществе, требует сброса, разрядки, и юмор, – один из лучших способов нейтрализации такого напряжения. Но ненужно забывать, что злоупотребление этим защитным механизмом, чрезмерное обесценивание реальности, так же, таит опасность.

Не секрет, что закоренелые неудачники, как правило, люди с хорошо развитым чувством юмора, – ведь им не остаётся ничего другого как шутить, правда, их юмор злой, а ирония мрачная, такие люди уже не ждут от этой жизни ничего хорошего. Обесценивая окружающую реальность, мы вместе с ней обесцениваем и чувства, которые испытываем к своим самым близким людям. Мы перестаём ценить их, а значит, и дорожить ими. Риск притупить в себе стремление к достижениям, утратить способность сопереживать другим людям, стать излишне циничным, всегда будет оставаться оборотной стороной смехового начала. Поэтому нужно быть достаточно чутким к себе, что бы, ощущать тонкую грань между здоровым чувством юмора и болезненным отрицанием окружающей действительности. Грань, которую никогда не стоит переступать.

Хотите получать новые статьи на свой e-mail ? .







  •  






     






  •  






     

Знаки Зодиака

oven
овен
telec
телец
 blizneci
близнецы
 lev
лев
 deva
дева
 rak
рак
 vesi
весы
 scorpion
скорпион
 strelec
стрелец
 kozerog
козерог
 ribi
рыбы
 vodoley
водолей