Реклама |
---|
Популярные темы
- Су джок - скорая помощь в любых ситуациях!
- Исцеляющие картинки от множества болезней
- Японский Массаж лица - Стань на 10 лет моложе!
- Эротический массаж
- Знак зодиака Скорпион (24.10-22.11)
- Знак зодиака Дева (24.08-23.09)
- Как быстро научиться играть на гитаре?
- Как избавиться от похмелья? - Все способы!
- Знак зодиака Весы (24.09-23.10)
- Как подготовиться к грядущей чипизации населения?
- Подробности
- Категория: Обучение

Первый вопрос: почему Айкидо?
О чём поговорим :
1.постановка вопроса: почему выбираем Айкидо?
2.О-сенсей о духе, философии, отношении к человеку и жизни;
3.как это связано с чистотой сознания;
4.какое нужно иметь состояние, чтобы обладать им - м.б. расслабленности, естественности, чувства партнера;
2.О-сенсей о духе, философии, отношении к человеку и жизни;
3.как это связано с чистотой сознания;
4.какое нужно иметь состояние, чтобы обладать им - м.б. расслабленности, естественности, чувства партнера;
5.что значит быть расслабленным, но именно поэтому сильным;
6.нужно, чтобы это стало нашим повседневным состоянием;
7.в таком состоянии можно чувствовать партнера и управлять им;
8.упражнения для 5;
9.упражнения для 7 и работа уке; (зачем уке контроль);
10.настрой на тренировку, концентрация на центре, мысль - не в точке контракта;
11.важность <остановки ума> в процессе интенсивной работы уке и перенос ощущения на работу наге;
12.рассуждения о разных направлениях в Айкидо и о характерах людей их выбирающих;
13.Айкидо - духовная практика настолько же, насколько и боевая, посредством которой мы стремимся почувствовать гармонию со всем во Вселенной, в том числе и с противником, как частицей Всего;
14.вопросы-тесты для начинающих и занимающихся Айкидо: цель ваших тренировок:
а - счастье всех людей;
б - приобретение навыков самообороны;
в - способ поддержания физической формы;
г - поиск духовного пути;
д - вариант досуга;
е - удовлетворение любопытства;
15.Айкидо как способ стать более свободным (способен себя защитить и потому расслаблен).
В прошедшие времена Японские мастера владения мечём залогом успеха в сражении считали чистоту (пустоту) сознания - непривязанность - неостановку разума (см. <Основы Дзэн-Буддизма> Д. Судзуки, где он приводит письмо Такуана, аббата храма в Киото, к самураю Ягю Тадзиме-но-ками Мунэнори). Сознание, подобное глади абсолютно спокойного озера, не замутнённое страстями и стремлениями, способно так же прямо, мгновенно и без искажений отражать перипетии схватки, как и озеро - плывущие в небе облака. И лишь в таком состоянии может мастер мгновенно и безошибочно среагировать на атаку противника. <Фехтовальщик становится неуязвимым, когда перестает думать о победе, проигрыше, обретении преимущества, о создании на противника устрашающего впечатления, либо о пренебрежении к нему. Когда в уме (в момент поединка) возникает мысль, пусть даже на один миг, тело застывает и свободное текучее движение утрачивается>. (Киссёмару Уесиба. <Дух Айкидо> *1). Айкидо - единоборство, в котором отсутствует стремление доказать свою силу, добиться победы, разгромив противника до основания (забывая при этом, что всё возвращается - не на физическом, так на духовном плане), а присутствует борьба, но за гармоничные отношения с нападающим, пусть и путём физического (как кажется) воздействия. Создатель дзюдо Дзигоро Кано, присутствуя на демонстрации техники Айкидо основателем Морихеем Уесибой, сказал, что видит Истинное Будо. Это лишь может свидетельствовать о том, что один выдающийся мастер оценил гениальность другого. О-сенсей Морихей Уесиба достиг того, к чему стремились мастера древности, и создал искусство, позволяющее и другим, практикующим его, приближаться к идеалу.
Так в чём же отличие Айкидо от других боевых единоборств? Ведь некоторые древние дзю-дзюцу в Японии имели похожие техники, а в Китае есть стили ушу с движениями, напоминающими Айкидо. Что здесь нового в сравнении с боевыми дзюдо, карате, самбо...? Отличие в духе, философии, отношении к жизни и к противнику. Эти, казалось бы, абстрактные вещи способны влиять на вполне конкретную технику и её эффективность.

Некоторые варианты известны. Так, в древней Японии, самураю рекомендуется стремиться к смерти. Известный фехтовальщик Миямото Мусаси в своём труде <Го-рин-но-сё> советовал из двух путей выбирать тот, что ведёт к смерти. Наверняка это действенный способ. Самурай, отдавая свою жизнь служению господину, должен был быть свободен от выбора - ведь жизнь он уже отдал. Искренняя, безусловная окончательность подобного решения приводит, как видно, к отрешённости и помогает в схватке. Однако и в те времена подобное состояние было доступно не многим, а сейчас, и не в Японии, подобные мысли могут быть <далеки от народа>.
Другая возможность была предложена Морихеем Уесибой. А до него и другими просветлёнными, но безотносительно к единоборствам. Представьте, что вы являетесь всем в этом мире, что вы - сам этот мир. Тогда кого бояться, о чём беспокоиться? Однако лишь представить - трудно, но недостаточно - надо стать.: Попробовать представить, что все люди братья и всё вокруг - проявление Вселенской любви - можно, но часто до первой стычки с непросвещённой, грубой силой. И даже если обойдётся, эффект у большинства неустойчив - общество, окружение учат: <жизнь - борьба>. Но есть инструмент, который, при правильном с ним обращении, может постепенно, достаточно безболезненно физически и приятно морально ,привести вас к искомому результату; этот инструмент - Айкидо.
В искусстве, созданном Морихеем Уесибой, техники (исполнения приёмов) работают не только для контроля нападающих, но и для самосовершенствования. Приходя на тренировку впервые, мы не знаем ни одной техники и не уверены в собственной способности противостоять физической и моральной агрессии. Конечная цель (в рамках единоборства ) - это такое состояние, когда, составляя с нападающим одно целое, мы способны контролировать в любой степени всех нападающих, неважно, насколько они сильны. Мы не помним в этот момент ни одной конкретной техники, но мгновенно реагируем на любые изменения ситуации, и самым лучшим способом.
<В нашей технике мы полностью входим в атаку противника, совершенно растворяемся в ней и уверенно ей управляем>. <Сила находится там, где наша Ки устойчива и сосредоточена; замешательство и дурные мысли возникают, когда Ки в застое. В конечном итоге, ты должен будешь полностью забыть о технике. Чем дальше продвигаешься, тем меньше догм. Великий Путь - это, в действительности, Отсутствие Пути> *3.
Эндо-сенсей, как очевидец, рассказывает случай, когда О-сенсей, входя в додзё, спрашивал: <Над чем работаете?> - <Тренируем сихо-наге>. - <А что такое сихо-наге?> - спрашивал он. И начинал каскад бросков, где было всё.
Между состояниями новичка и мастера существуют промежуточные положения, которые, как вехи на пути, помогут определить своё место и не сбиться. Конечно, это условно и субъективно, а с некоторого момента является только предположением.
Скажем пятибалльная шкала:
1 балл - вы созрели настолько, что пришли в клуб и стараетесь примерять на себя непривычные, но, как вы интуитивно чувствуете, верные взгляды (5 - 3 кю);
2 балла - вы изучили формы базовых техник и некоторые варианты, начинаете чувствовать общие принципы в частных действиях, пытаетесь работать с помощью центра, а не силы, знакомитесь с чувством партнера (2 кю - 2 дан);
3 балла - вы выполняете техники только центром, стараетесь оставаться расслабленным и чувствительным к партнеру на всём протяжении вашего действия, таким образом параллельно контролю над партнером, осуществляя тотальный самоконтроль; на этом этапе попытки сознательной работы с энергией и, через
свободную технику, внештатные ситуации и т.д., появление ощущения выигрышности безмыслия, чистоты сознания в эти моменты (3 - 5 дан);
4 балла - вы свободно используете свою и партнера энергию, благодаря чему, а также совершенному чувству партнера легко переходите от одной техники к другой и к следующей, не привязываясь к форме; чистота сознания, как включение света - по необходимости (6 - 8 дан);
5 баллов - вы абсолютно свободный человек, у вас нет недругов; контроль над другими - это контроль над собой, гармоничные отношения для общего блага; вы из тех, в ком Мир и кто для Мира.
Как вы понимаете, всё это схематично и приблизительно, но если поможет как-то сориентироваться - уже хорошо.
Определившись с промежуточными, но имея ввиду дальнюю цель, посмотрим, какие качества нужно тренировать и как.
Расслабленность - первое, после сосредоточенности и координации (они нарабатываются автоматически), чем вам придется овладеть. Не вялость, а та ненапряженная наполненность, что, как вы с удивлением и даже ненавязчивым потрясением обнаружите, делает вас сильнее, чем все усилия ваших хорошо (или не очень хорошо) натренированных мышц. Сила мышц не так важна, т.к. в любом случае вы способны к работе с партнёрами более сильными, чем вы сами.

Эндо-сенсей предлагает при работе с партнёром стремиться к естественности, как в обычной жизни, где вы не ходите с постоянно напряжёнными руками. Вопрос в том, как найти это правильное состояние рук. Способов немало. Прежде, чем упомянуть о некоторых, повторю избитое: проверять и корректировать наработки надо в додзё - нельзя научиться по книгам и видео. Классический приём - делать очень большое количество сёмэн-учи (рубящий удар сверху вниз) боккеном (деревянный меч), или дзё (палка 1,5 м). Раз 50-100 ещё возможно сделать <сильными> руками, но если вы за одну серию рубите 1000 раз - вы расслабитесь и будете поднимать руки с оружием дыханием, а не силой. (Мы тренировались с помощью дзё раз в неделю по такой схеме: научившись держать оружие и использовать его для нанесения сёмэн-ути, где-то до 300-400 добавляли по 50 ударов в неделю, потом по 100, каждый раз перед серией уделяя внимание правильности исполнения. В результате все (среди нас были и не так давно занимающиеся Айкидо) исполнили свои 1000 сёмэн-учи за 15-20 минут). Ещё один известный способ наработать правильное ощущение в руках - тенкан, и лучше от морётэдори. Партнёр захватывает вашу руку своими двумя и изо всех сил удерживает. Сместиться с линии атаки, используя силу, проблематично, бороться приходится одной рукой против двух, и из-за напряжения в ней любая попытка легко отслеживается. Но если привести руку в расслабленно-наполненное состояние, не бороться, а <отдать> точку контакта, тогда легко уйти с линии атаки, удерживая свою руку на средней линии - перед центром. Потрепыхавшись в мощном захвате и получив указания по поводу траектории движения, все смогут переместиться в безопасное место. Есть и ещё способы, но одни потребуют много места для описания, другие ещё здесь встретятся, когда пойдет речь о чувстве партнёра, а в третьи будет трудно поверить со слов (даже тем, кто видел это в великолепном исполнении Эндо-сенсея, но не прочувствовал на себе).
Выполняя в подобном настрое разнообразные технические действия со многими партнёрами, вы перепрограммируете своё сознание и тело на большую естественность этого расслабленного состояния, чем напряженного. Однако это не так просто - ведь сколько лет зажатость и закрепощённость были основными в стрессовых и не только жизненных ситуациях. Надо стремиться к тому, чтобы состояние правильной расслабленности стало естественным и повседневным.
Для тех, кому всё же трудно представить, как можно быть расслабленным и сильным, можно предложить следующую подпорку: если ваша рука напряжена, то в ней сила лишь только руки, а расслабленная (здесь и далее - по представлениям Айкидо), находящаяся на средней линии, слушается всего корпуса, а он гораздо мощнее руки; или ещё другую - энергетическую (для тех, кому это ближе): напрягая руку, вы перекрываете течение по ней энергии из центра (расположение - примерно 5 см. ниже пупка), мышцами как бы сдавливая тонкий шланг, по которому течет жидкость. Однако лучше от схем (которые из-за неопределенности являются пока лишь подпорками для пошатнувшегося в своей самоуверенности ума) побыстрее переходить к ощущениям - нарабатывать и отслеживать их. В Айкидо проверить абстрактное и непривычное конкретикой собственных ощущений - возможно и неповторимо.

Чувствовать соратника, чтобы совместными усилиями добиваться чего-то - необходимое условие успеха; в бизнесе - взаимодействие с помощью общения, в игровом спорте - в основном визуальное, в танцах и акробатике - контактное. В единоборствах противник (которого в Айкидо воспринимают как партнера, дающего возможность научиться чему-то), имеет цель не совпадающую с вашей - нарушив ваш контроль, нанести вам физический урон. И тем большая необходимость в том, чтобы чувствовать его и т.о. контролировать. Контроль может быть бесконтактный, и это - высокий уровень; и контактный, что тоже не просто. Попробуем рассмотреть второй вариант. Предположим, вас атакуют, и, уйдя с линии атаки, вы добиваетесь контакта рук с партнером. Если ваша рука напряжена, вы ощущаете в основном своё напряжение, а не партнера, и вас обманут.
Предлагается:
1. правильно расслабить руку;
2. контролировать точку контакта своим центром - в случае отслеживания этой точки только рукой вас с большими усилиями, но всё равно запутают.
Всё сказанное относится не только к защищающемуся (наге), но и к нападающему (уке) - он, работая в таком стиле, имеет шанс воспользоваться возможной ошибкой и переиграть оппонента (это особенно легко, если тот жёсткий и поэтому не способен к взаимодействию с партнером), а также тренирует ощущения, необходимые ему самому в роли наге.
Как добиться предлагаемого? Что-то уже обсуждалось, другие способы - из семинаров Эндо-сенсея, на которых посчастливилось побывать, плюс пояснения, т.к. из работы в нашем клубе стала видна потребность в них для начинающих.
1-е упражнение:
Партнер стоит с расслабленным плечевым поясом и сосредоточен на центре, вы упираетесь в его плечо слегка согнутой расслабленно-наполненной рукой, плечи внизу и расслаблены, ощущение, что вы поддавливаете центром; партнер начинает, вначале медленно, двигать плечом, уводя вашу атаку со своей средней линии, и если вы расслаблены и осуществляете контроль центром, вам нетрудно будет с минимальным запаздыванием перемещаться в разные точки, вновь атакуя среднюю линию партнера (если ваша рука будет <в силе> - замотают и утомят очень быстро); партнер тренирует тайминг (своевременность), дожидаясь очередной атаки средней линии без суетливых движений плечом;
2-е упражнение:
Партнер сгибает руку в локте, располагает предплечье вертикально и собирает пальцы в кулак; ваша задача - положив ладонь сверху, попытаться нарушить равновесие отслеживающего вашу руку, но устойчивого человека; напряженной рукой вам это сделать не удастся, но правильно расслабленной и поэтому чувствительной - реально; партнер тренирует контроль вашей руки своим центром;
Вообще, уке это тот, кто атакует и даёт возможность защищающемуся (наге) совершенствовать технику. Многие не сразу понимают, что теряют половину тренировочного времени на роль борцовского "чучела". А могли бы не только с большим эффектом помогать партнеру, но и эффективно тренироваться сами. Работая в качестве уке, вы должны стараться непрерывно отслеживать точку контакта с наге своим центром (как и он должен своим центром через точку контакта контролировать ваш центр). И если наге, где-то в процессе выполнения техники, не собран, уке будет готов стать побеждающим. Так тренироваться тяжелее, но интереснее и, конечно, полезнее. А того, чтобы это работало, необходимо <быть> в каждый момент быстроменяющейся ситуации (эффект присутствия), а это переводит нас к теме настроя на тренировке и настроя на тренировку. Благодаря неоценимой помощи Курибаяси-сенсея, Миямото-сенсея, Сэки-сенсея и, конечно, Эндо-сенсея (семинары которого послужили поводом для удивления, размышлений и выбора направления) стало возможным, в том числе, и открытие для себя простой, но не очевидной истины о качественной работе уке.
Позже разберём ещё несколько упражнений на расслабление и чувство партнёра из семинаров Эндо-сенсея, а сейчас, с его же слов, о настрое на тренировку.
Важно правильно подготовить себя и поддерживать это состояние во время всего занятия. Интересно сравнить поведение перед тренировкой европейцев, американцев и японцев. Одни ходят по татами, весело общаются - приятно проводят время, другие - сосредоточены и приводят своё состояние в соответствие с боевым, а не соревновательным единоборством (а после тренировки - улыбчивы и разговорчивы - без проблем).

Как мы уже разбирали, правильно работать в роли уке (нападающего) очень полезно - т.о. вы совершенствуете качества, требующиеся вам в роли наге. Известно, что хорошо продвинувшиеся айкидоисты в своё время поработали в роли уке у мастеров. Можно сказать, что они на себе почувствовали воздействие сенсея, т.к. визуально воспринять технику, выполняемую на тебе, нелегко. Ещё, вероятно, причина в том, что, не зная, какой приём будет выполняться, они вынуждены были (может сами того и не осознавая) <отпускать> своё тело, т.к. ввиду скорости выполнения ум не успевал среагировать, а тело было вынуждено двигаться, лететь и, сгруппировавшись, падать (страховаться). Так постигается красота <безмыслия> (а эти моменты, в самом деле, незабываемы - жаль, что из-за кратковременности и стрессовости они сразу же <вылетают>) и его полезность для здоровья. Ещё больший эффект, если сенсей выполняет свободную технику (дзювадза) - непрерывные, разнообразные броски во всех направлениях не дают времени на размышление и анализ ситуации. Или вы нападаете нереально, заранее приготовившись упасть <по-тихому>, или вынуждены отключить голову и довериться телу. Если оно предварительно обучено страховкам и вы контролируете точку контакта центром, безопасность и удивительные ощущения - награда.
Кстати, в таких условиях и на таких скоростях контроль иначе и невозможен. После того, как удастся успокоиться и побороть страх, станет возможным в процессе такой работы перенести внимание на работу сенсея, тогда расслабленность (и физическая, и моральная) и чувство партнёра хорошо продвинут нашу технику. Прочувствовать работу мастера будет нелегко - надо и самому быть на определённом уровне, но учиться таким способом, наверное, мечта. Не очень часто удаётся поработать с сенсеем, поэтому каждую тренировку со своими партнёрами нужно проводить в таком духе. И когда нас, как уке, вызовет мастер, может быть, мы будем готовы.
Часто бывает, что желающие заниматься звонят и спрашивают, какой стиль Айкидо преподается в нашем клубе. Поначалу не было ясно, что отвечать, но новички подсказали, что бывает жёсткий и мягкий, реальный и соревновательный и ещё много разного Айкидо. Представляется всё же, что Айкидо одно, то, что создал О-сенсей Морихей Уесиба, боевое искусство с принципами человеколюбия, без агрессии и стремления к персональной победе (победить должна гармония отношений), где используется атака противника против него самого, как урок жизни и для нападающего, и для защищающегося. И существуют направления рукопашного боя с приемами, напоминающими техники Айкидо. Без ярлыков: хуже - лучше, просто каждому своё. Кому-то насущно выплеснуть свою агрессию, другому важно умение нейтрализовать чужую. На тренировках <разряжаются> оба, но учатся разному и выберут клубы единоборств по себе.
Люди, выбирающие Айкидо, чаще помимо умения защитить себя ищут и духовный путь. Путь любви и боевое искусство - какое единоборство ещё объединяет столь трудносовместимое? Айкидо соединяет способность постоять за себя и духовную практику. В нём нет запрещённых приемов, но тем больше ответственность за человека, с которым приходится взаимодействовать (раз агрессивен - значит недостаточно развит, но пусть у него останется шанс для этого), ведь он, как и вы, частица Вселенной и на её весах вы не лучше и не хуже, а так же малы. Но всё же важны (как говорят), если не забываете о размере и идёте упорно по пути совершенствования. Айкидо - настолько же духовная практика, насколько и боевая, посредством которой мы стремимся ощутить гармонию со всем во Вселенной, в том числе и с противником, как частицей Всего.
Разные причины приводят людей в клуб Айкидо. Для кого-то это любопытство, что тоже неплохо. Когда интересуются, с какого кю начинается аттестация для взрослых, говорю: с пятого, шестой вы уже заслужили тем, что созрели и стали регулярно здесь тренироваться. И вообще, много полезного и хорошего начиналось с обычной любознательности.
Если вы ищите вариант проведения досуга, в клубе можно с несомненной пользой занять время в доброжелательной компании увлеченных людей. Проблемы, пусть и на время тренировки, оставят вас, т.к. сложность техник потребует полной сосредоточенности. И это лучше многих традиционных видов <расслабления>.
Тех, кого волнует поддержание физической формы, может заинтересовать возможность дозирования нагрузки и интенсивности в зависимости от своего состояния, развитие координации и гибкости, скорости реакции и силы связок.
Желающие получить навыки самообороны, откроют для себя возможность противостоять более мощному противнику, почувствуют себя увереннее в часто агрессивном мире.
Многих привлекает в Айкидо, помимо совершенной техники, ещё и духовная наполненность этого боевого искусства. Кто-то, придя в додзё по причинам, изложенным выше, начинает постепенно понимать, что Айкидо - это школа жизни, а не только броски, удержания, болевые... И, как в обычной школе, усердие и внимание - вознаграждаются, но ещё требуется умение быть открытым новому, способность изменяться. А это трудно сочетать с чувством собственной важности и самовлюблённостью. <Забронзовев>, трудно развиваться, двигаться дальше. Также меняется отношение к партнёру - учишься ответственности с одной стороны, а с другой - доверяешь и ему свою безопасность, понимаешь, что именно благодаря этому человеку ты имеешь возможность что-то освоить, почувствовать. Остаётся <немного> - перенести эти ощущения и на пространство вне зала, на всех, с кем общаемся - все и всё нам что-то дают для развития, если мы к этому готовы. А тренировки Айкидо - первые практические шаги на этом пути.
С какой бы из вышеперечисленных целей вы ни пришли в клуб Айкидо, это ваша удача, остальное зависит от вас - остановитесь на каком-то важном для вас достижении или будете стремиться к уровню мастерства О-сенсея, который хотел счастья для всех и, может быть, поэтому тоже был таким великим мастером.
Есть счастливые и не душевнобольные люди, которые идут по жизни без страха. За какие-то, видимо, заслуги в прошлых воплощениях их наградили, и им не проблема пройти вечером мимо какой-то смутной компании, свернуть в тёмный пьяно-гогочущий переулок, ехать в общественном транспорте со здоровенным хамом. Они не задумываются о возможных негативных последствиях и не ощущают <предчувствующего> дискомфорта. Но таких немного, а у некоторых это - не надолго. Большинство - с <хорошим> воображением. Жить в периодическом страхе или в постоянной готовности - обе возможности малопривлекательны. Есть ещё вариант - быть готовым себя защитить, но при этом быть расслабленным физически и морально. В Айкидо все технические действия выполняются именно в таком состоянии, плюс сосредоточенность и внутренняя концентрация. И это всё тренируется на работу при реальной угрозе, а не воображаемой. Когда присутствует уверенность, шумящая группа скорее окажется слегка навеселе, чем опасной. Вы научились лучше понимать людей и принимаете их такими, какие они есть. Имея выбор, вы более свободны. Эту свободу могут дать тренировки Айкидо - способен себя защитить и потому расслаблен. Поэтому - идите и занимайтесь.
Буйда А.
Добавить комментарий